На главную страницу
Новости
Объявления
План работы
Семинары и ЛИТО
Литературные премии и фестивали
Писатели Санкт-Петербурга
Клуб «Книги и кофе»

  Архив материалов сайта
Форум сайта
Обратная связь
 
 

 

 


Анатолий Томилин

 

Анатолий Томилин

     Здравствуйте! Меня зовут Анатолий Николаевич. Томилин - литературный псевдоним. Настоящая же фамилия - Бразоль, с ударением на букве "а". Причины, по которым я в 1956 году впервые воспользовался псевдонимом - сложные и сегодня, скорее всего, малопонятные. Очень уж много лет прошло с тех пор... Но, прежде чем представиться и, как это принято, "поведать о себе", расскажу-ка я вам сказку, которую написал 20 июня 1993 года. Написал для себя и никогда не публиковал. Все считал, что не пришло время...

     Жил-был паровоз.
     Жил-был паровоз - большой-пребольшой, сильный-пресильный, с крутыми боками и могучими красными колесами. Вместительный тендер всегда был полон отличным черным углем, а прозрачная вода ждала его на всех станциях. День и ночь без устали таскал паровоз составы по проложенным для него рельсам и никогда не опаздывал. В этом заключалась его жизнь, в этом было и его достоинство.
     "Ту-у-у!" - гудел он басом на перегонах, проносясь мимо полей и лесов. "Ту-у-у!" - отвечало звонкое эхо. Иногда ему казалось, что в ответе есть что-то недосказанное. Но паровику некогда было вступать в разговоры. Он всегда спешил. Ведь в этом заключался весь смысл его жизни. Иногда, правда, это становилось досадно, хотелось даже поддержать беседу, узнать: как там у них, в мире покоя? Может быть, познакомиться с лесом, с озерами и лугами, поросшими странными цветами, похожими на маленькие семафоры. Но в топке паровоза не затухая ревело жаркое пламя. В котле кипела вода. Пар толкал поршни с цилиндрами, те двигали и двигали шатунами, подгоняя красные колеса. "Ш-шустрей, ш-шустрей", - шипел пар в золотниках. "Помни о расписании!" - кричали вслед семафоры и стрелки. А шпалы, знай себе, тарахтели: "Молодей, молодей!" И хотя паровоз понимал цену словам тех, кто всю жизнь сидит на одном месте и лишь болтает, подгоняя работников, похвала была все равно приятна...
     Так и бегал он много лет, глотая расстояния и споря с ветром. Короткие передышки случались на станциях, когда нужно было набрать воды и запастись топливом. Там и происходил у него обмен новостями. Только что могут рассказать интересного водокачки да угольные ямы. Они сами больше норовили расспросить его о том, что он видел. И паровоз, бывало, кое-что рассказывал. Вот только стоянки с каждым годом становились все короче...
     А потом стали его на путях догонять молодые тепловозы. Они споро таскали тяжелые составы и сердито гудели, требуя дорогу. Паровоз бы не возражал познакомиться с новичками поближе, да только на ходу - какие разговоры. А станции тепловозы пролетали не останавливаясь. Вода и уголь были им не нужны, топливо для своих двигателей тепловозы возили с собой в больших баках.
     Но и их время прошло. Появились электровозы. Этим вообще не нужны были ни вода, ни топливо. Вся их сила скрывалась в толстых медных проводах, натянутых над рельсами. Электровозы водили составы еще более длинные и тяжелые. Бегали по рельсам еще быстрее и на перегонах кричали что-то непонятное тонкими голосами. Окружающий мир их не интересовал совсем.
     "Странные эти молодые... - думал про себя паровоз, пропуская их мимо. - Непонятный народ. Ни огня, ни пара. Одна мощь да скорость".
     Как-то раз на маленькой станции заметил он незнакомую колею за водокачкой. Рыжие от ржавчины рельсы круто уходили в сторону и терялись за кустами. Зимой ее заносил снег. А летом буйные травы не только облепляли насыпь, но и пробивались между шпалами. "Непорядок!" - сердито пыхтел паровоз и спешил, спотыкаясь, мимо.
     Но как-то раз после ночного рейса, когда тендер был пуст и в котлах почти не осталось воды, стрелка за знакомой водокачкой вдруг повернулась, и паровоз оказался на незнакомой колее... Тихо, тихо покатился он по рыжим рельсам, и утренние звезды играли в прятки на его помятых и закопченных боках. Впервые в жизни катился он в тишине, никуда не торопясь и не напрягаясь. Ласковый ветер остудил раскаленную топку, а придорожные кусты гладили его бока ладошками листьев и собирали с них пылинки дальних стран.
     Когда встало солнце, паровоз впервые услышал пение птиц. В топке не ревело больше жаркое пламя, и птицы не боялись и не прерывали своих трелей. Из трубы паровоза больше не валил удушливый дым, и ветер донес до него аромат лугов, на которых толстые, мохнатые шмели собирали с цветов нектар...
     "Какой забавный этот мир покоя... - думал про себя паровоз, глядя, как подмигивают и переливаются на листьях капли росы, похожие на огоньки бесчисленных светофоров. - Забавный и любопытный... Жаль будет покидать его, чтобы снова бежать и тащить". Он пока не знал, что боковая колея называлась "тупик"...

     А - о себе... что о себе? Профессиональный литератор. Член Союза писателей СССР с 1973 года. По характеру - склонен, пожалуй, к мизантропии. Люблю собак. За плечами - довольно много книг. Большая часть - для детей, для подростков, для молодежи - об истории науки и о тех, кто эту историю делал: о физике и физиках, об астрономии и астрономах, о географии, о мореплавателях и путешественниках... В общем, о первооткрывателях в разных областях естествознания. Когда-то это называлось "научно-художественная литература".
     Почему выбрал этот жанр? Однозначно трудно ответить. Наверное, дело в характере и судьбе. Из всех качеств больше всего ценю в людях любознательность. Считаю, что именно она делает Человека. Ну а судьба... Школьное образование получилось у меня неважным. Учился по году, по два в разных школах. Отец, комбриг Красной Армии, служил в разных городах, и мы много переезжали, пока в 1937 его не арестовали. Обычная история...
     После детдома для "детей врагов народа", жил у бабушки, в Ленинграде. Началась война - голод и госпиталь на "Большой земле", в городе Иванове, и - второе рождение.
     В 1944 вернулся в Ленинград с эшелоном скота. Трусливо бежал от коров, которые требовали, чтобы их доили, а я не умел. И в конце того же года оказался на батарее береговой обороны, по малолетству кем-то вроде "сына полка". Огромные фронтовые орудия, поставленные на железнодорожные платформы, находились в резерве главного командования. Но иногда приходилось стрелять по немецким танкам...
     После окончания Великой Отечественной войны учился в техникуме, в спецшколе ВВС (средней школе вроде нынешнего кадетского корпуса), окончил военное авиационное училище. Но из авиации выгнали по пятому пункту - мать немка... Окончил в Ленинграде Электротехнический институт. Стал вполне преуспевающим научным работником, преподавателем, но начал писать...
     Подчас сам себе задавал вопрос: почему и зачем?... Меня всегда интересовало если не все, то многое. Возможно, сыграла роль сублимация по господину Фрейду - то есть "трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида". Разрозненное, клочковатое школьное образование могло породить некую поверхностность характера. Отсюда - интерес "ко многому" и нежелание (не хочется говорить "неспособность") глубоко заниматься всю жизнь одним делом. Так, вместо занятий наукой, я стал писать о науке... Стоит, может быть, добавить, что с детства я отличался умением увлекательно рассказывать разные истории. Часть из них была почерпнута из книжек, часть придумывалась на ходу. И мне нравилось рассказывать, а слушателям - слушать, что не менее важно. Это не хвастовство, а констатация факта. Если хотите, своего рода талант. Кстати, написав с дюжину книжек, я семнадцать лет был составителем альманаха "Хочу все знать", который выходил в Ленинградском отделении издательства "Детская литература". Может быть, кто-то еще помнит еще эти книжки.
     Вот, собственно говоря, и все. Остается поблагодарить тех, у кого хватило терпения прочитать эти строки, и привести список тех книжек, которые я считаю основными в своей писательской судьбе:

  • Друг-невидимка. Л., "Детская литература", 1961. (Моя первая книжка для ребят про газ, на котором мы с вами варим суп.)
  • Для чего - ничего? (В соавторстве с Н. В. Теребинской). Л., "Детская литература", 1964. (Книга о пустоте и вакууме.)
  • Проект Альфа К-2. Л., "Детская литература", 1966. (Фантастическая повесть о любознательных мальчиках.)
  • Занимательно об астрономии. М., "Молодая гвардия", 1969. (Книжка для любознательных в серии "Эврика".)
  • Занимательно о космологии. М., "Молодая гвардия", 1971. (Тоже в серии "Эврика".)
  • Небо Земли. Л., "Детская литература", 1974. (Об истории астрономии для старших школьников.)
  • Занимательно о космогонии. М., "Молодая гвардия", 1975. (Тоже в серии "Эврика".)
  • В поисках первоначал. Л., "Детская литература", 1978. (Книга для старших школьников об истории развития атомного учения.)
  • Как люди открывали свою землю. Л., "Детская литература", 1981. (История великих географических открытий.)
  • Как люди изучали свою Землю. Л., "Детская литература", 1983. (История геологических открытий и споров о строении земли.)
  • Как люди обживают океаны земли. Л., "Детская литература", 1985. (Я думаю, понятно о чем.)
  • Набережная российских наук. Л., "Советский писатель", 1987. (Книга очерков об истории науки и о современной науке.)
  • Заклятие фавна. Л., "Лениздат", 1986. Об истории изучения атмосферного электричества.)
  • Рассказы об электричестве. М., "Детская литература", 1987. (Тоже понятно о чем.)
  • Жизнь и судьба Федора Соймонова. Л., "Советский писатель", 1991. (Роман-хроника о навигаторе и гидрографе Федоре Ивановиче Соймонове, славном вице-адмирале русского флота.)
  • Царица неба. М., "Современник", 1998. (Об истории астрономии для старших школьников.)
  • Открыватели земли. СПб - М., "Нева" - "Олма-Пресс", 2000. (О мореплавателях и первопроходцах для ребят среднего школьного возраста.)

     Кроме перечисленного, написал я несколько книжек для младших школьников и даже дошколят. Ну и конечно статьи и очерки, сценарии для научно-популярных фильмов и телевизионных передач.
     Есть кое-что по разным причинам и неопубликованное. Но в основном я сознался. Так что - привет от "старого паровоза".

Искренне ваш -
Анатолий Томилин (Бразоль).


На главную страницу

 

       

 

 

199004, Россия, С-Петербург, наб. Макарова, 10. Метро "Василеостровская"
Тел.: (812)323-52-95 Факс: 323-18-38.
E-mail: