На главную страницу
Новости
Объявления
План работы
Семинары и ЛИТО
Литературные премии и фестивали
Писатели Санкт-Петербурга
Клуб «Книги и кофе»

  Архив материалов сайта
Форум сайта
Обратная связь
 
 

 

 


Семинар в сезоне 1999/2000гг.


Елена Первушина стала действительным членом Семинара

     22 мая состоялось очередное (и последнее в этом сезоне) заседание Семинара Бориса Стругацкого. Оно было посвящено обсуждению творчества кандидата в члены Семинара Елены Первушиной.
     В качестве прокурора выступал Александр Щёголев, в качестве адвоката - Павел Шумилов. Творчество Елены Первушиной вызвало оживлённую дискуссию. По вопросу выступили Сергей Бережной, Василий Владимирский, Наталья Галкина, Вячеслав Гончаров, Александр Мазин, Наталья Никитайская, Вячеслав Рыбаков. Участники Семинара отметили высокий профессиональный уровень текстов Елены - как рассказов, так и романов, глубокий психологизм персонажей, отточенность стиля. Под конец вечера дискуссия неожиданным образом изменила направление и свелась к обсуждению вопроса, нужно ли сегодня создавать вымышленные миры, когда существует возможность описывать мир реальный. В результате Борисом Натановичем было предложено посвятить этому вопросу отдельное заседание Семинара, которое состоится в следующем сезоне.
     По итогам голосования участников Семинара Елена Первушина получила статус действительного члена Семинара.


Сказка для героини

     10 апреля состоялось очередное заседание Семинара.
     Оно было посвящено обсуждению повести Екатерины Некрасовой "Сказка для героини".
     В роли прокурора на "процессе" выступил Вячеслав Рыбаков. Обвинительную речь он начал с "ловли блох" (которых на 115 компьютерных страницах насчитал всего семь штук). Гораздо более серьезным оказалось обвинение в скуке. Повесть написана чрезвычайно эмоционально, но от эмоциональности этой и монотонна. Герои автором выписаны так, что некому сопереживать. Мир повести безальтернативен и безысходен для читателя. Вывод прокурора: "Автор научился разбрасывать камни. Теперь время научиться их собирать".
     Защищала героиню вечера Наталья Никитайская. Она отметила, что Некрасова умеет создавать живописные картины и большую часть своей речи посвятила детальному разбору героев. Главной особенностью выступления адвокатессы стало их полное неприятие.
     Святослав Логинов отметил психологическую правду отношений между героями, но был полностью разочарован эпилогом.
     Александр Мазин отметил, что у произведения есть язык, а у автора умение видеть создаваемые картины, но отметил недостаток профессионального мастерства, что, впрочем, есть дело наживное.
     Андрей Измайлов не согласился с утверждением прокурора о монотонности повествования и пришел к выводу, что ремеслом Екатерина Некрасова владеет.
     Среди всех выступивших полное неприятие повесть вызвала лишь у Юлии Старцевой.
     В заключение выступил Борис Стругацкий. Он отметил что в повести имеются все три составляющие фантастического произведения: чудо, тайна и достоверность. Очень хорошо прописаны человеческие отношения. Повесть была названа мэтром "многообещающей".
     По результатам голосования (кстати, "старики" оценили повесть намного выше, чем участники и кандидаты) Екатерина Некрасова принята в действительные члены Семинара.
     Следующее, майское, заседание будет посвящено творчеству Елены Первушиной.


Куда пойдет нынешняя фантастика?

13 марта состоялось очередное заседание Семинара, посвященное перспективным направлениям в фантастической литературе.
С основным докладом выступил Сергей Переслегин, назвавший свое сообщение "Инновационный анализ современной фантастики".
Докладчик начал с того, что выделил те направления, в которых, на его взгляд, вряд ли стоит ожидать новых литературных открытий.
Это:

  • фэнтези;
  • альтернативная история;
  • киберпанк.

     По мнению Сергея Переслегина авторы, работающие в этих областях, не выходят за пределы круга уже исчерпанных идей и тем, а появление новых направлений связано с разработкой логически и технологически обоснованных миров, к чему современный автор не стремится. (На мой взгляд, это справедливо, но и понятно с точки зрения автора - разработка новых миров весьма трудоемка и не гарантирует моментального коммерческого успеха, что в современных издательских условиях для автора чревато экономической катастрофой - Ник. Романецкий.) Впрочем, докладчик тут же оговорился, что, погибнув как жанр, эти направления вполне жизнеспособны как литературный прием. (Лично я особой разницы здесь не вижу. Впрочем, литературоведение - не мой конек - Н.Р.)
     Покончив с жанрами-трупами, Сергей Переслегин перешел к тем направлениям, которые ожидает гораздо более счастливая судьба.
     По его мнению, развиваться будут следующие направления:

  • основанные на изменении контекстного восприятия, т.е. информационной трансляции от автора к читателю с кодировкой и декодированием;
  • базирующиеся на этике, расположенной за пределами этики существующих религий;
  • основанные на анализе "реального будущего", т.е. будущего, не являющегося измененным настоящим;
  • работающие с психологией социальных групп;
  • базирующиеся на усложненной информационной метрике;
  • основанные на принципах квантового континуума в истории.

     (На мой взгляд, вся эта часть доклада наиболее спорна и далеко не всеобъемлюща. Так Сергей Переслегин ни словом не обмолвился о том направлении, которое я назвал в своем докладе "Пронзающая сердца…" на "Интерпрессконе-99" турборомантизмом. Текст где-то в Сети бродит, но для интересующихся проблемой вывешиваю его на новой страничке "Доклады". - Н.Р.)
     Было отмечено так же возрождение технореализма, т.е. принципов старой доброй фантастики Золотого века, но на новом уровне.
     В заключение докладчик объявил, что до начала 90-х годов 5/6 массива фантастических инноваций наблюдалось в отечественной литературе (полноводная река иссякла на творчестве Андрея Лазарчука), а теперь пальма первенства перешла к Западу.
     После доклада вспыхнула полемика, которая, пожалуй, носила наиболее ожесточенный характер среди семинаров этого сезона.
     Так, Андрей Легостаев отметил, что докладчик абсолютно позабыл о герое произведения, а в этом направлении тоже достаточно материала для инноваций. Елена Первушина заметила, что в докладе ни сказано ни слова об эстетических концепциях. Выступили так же Александр Мазин, Андрей Лазарчук, Василий Владимирский, Дмитрий Каралис, Наталья Галкина и другие члены и участники Семинара.
     В конечном итоге дискуссия докатилась до старой больной темы - "Взаимоотношения Фантастики и так называемой Большой Литературы". А в этой области всегда царствовал принцип - сколько спорщиков, столько и мнений.
     Подводя черту дискуссии, Борис Стругацкий отметил наличие сильных противоречий в семинарских рядах, что позволяет надеяться на рождение новых произведений.
     Следующее заседание будет посвящено обсуждению повести Екатерины Некрасовой "Сказка для героини".


Семинар обрел новых членов

     14 февраля, в день Святого Валентина, состоялось очередное заседание Семинара. Оно было посвящено обсуждению повести Беллы Жужунава "Фиса, девочка моя…"
     Прокурор, в чьей роли выступил Святослав Логинов - однажды в ФИДО-сети его назвали главным "кошкофобом" бывшего СССР (а героиней повести является киса по кличке Фиса), - не оставил от произведения камня на камне.
     В свою очередь, адвокат Сергей Бережной не оставил камня на камне от прокурорских обвинений.
     Далее выступили: Наталия Никитайская, Михаил Гаёхо, Наталья Галкина, Юлия Старцева, Александр Мазин и др. Палитра мнений оказалась достаточно разнообразной.
     Последним взял слово Борис Стругацкий, отметивший, что типичные ошибки авторессы весьма поучительны для всех пишущих. Затем, по существующему в Семинаре порядку, методом тайного голосования рассматриваемому произведению была вынесена среднеарифметическая оценка. В очередной раз действительные и почетные члены отнеслись к обсужденному опусу более благосклонно, чем кандидаты и участники.
     По итогам голосования Белла Жужунава переведена из кандидатов в действительные члены. Почетным членом Семинара стал в этот вечер известный красноярский писатель Андрей Лазарчук, недавно переехавший в Петербург.
     В гостях у Семинара побывал не менее известный московский автор Ант Скаландис.
     В кулуарах Александр Сидорович сообщил, что очередной "Интерпресскон" состоится в обычные сроки - с 4 по 8 мая 2000 года. О месте проведения будет объявлено позже.

Информация подготовлена
Ник. Романецким


Семинар о приключениях Молдера и Скалли

     Нынешними осенью и зимой в популярной серии «Секретные материалы», выпускаемой издательствами «АСТ» и «Terra Fantastica», вышли отдельные тома, в создании которых участвовали члены Семинара. Русские версии приключений Фокса Молдера и Дейны Скалли написали:

  • в томе «Канал связи» - Сергей Бережной;
  • в томе «Ева» - Василий Владимирский;
  • в томе «Месть из могилы» - Николай Романецкий;
  • в томе «Чудотворец» - Андрей Легостаев;
  • в томе «Умереть, чтобы выжить» - Сергей Бережной, Кирилл Королев, Николай Романецкий.
  •      В настоящее время в проекте занят и Вячеслав Рыбаков.
         Авторы считают, что заполнять логические и психологические прорехи, которыми то и дело грешит видеоряд, - достаточно интересная и вполне профессиональная литературная работа.


    Идея как геометрическая фигура

         10 января 2000 года семинар провел очередное заседание. Тема - «Что такое идея художественного произведения».
         Начало обсуждению положили основной докладчик Сергей Бережной («Идея художественного произведения») и содокладчик Марианна Алферова («Идейный роман “Три мушкетера”»).
         Сергей Бережной с невинным видом спровоцировал аудиторию, проведя параллели между художественной идеей и геометрическими понятиями (от точки до сложных объемных фигур) и намеренно связав все теоретические понятия (идея, тема, сверхзадача и пр.) в единый массив.
         Такого открытого надругательства над литературоведением присутствующие вынести не смогли: вспыхнула ожесточенная дискуссия. С критикой основных постулатов доклада выступили Андрей Легостаев, Святослав Логинов, Вячеслав Рыбаков, Андрей Измайлов, Александр Мазин, Маргарита Фролова, Наталья Галкина и другие члены семинара.
         Прения длились около двух часов.
         Последним выступил Борис Стругацкий, отметивший, что в последние годы в фантастической литературе над самоё идеей явно преобладают прочие художественные особенности произведения (ситуация, фабула, сюжет, характеры героев и т.д.). Иными словами литература становится безыдейной. Такое положение представляется мэтру тревожным.
         Этим вечером в гостях у семинара побывали корреспонденты «Информ ТВ», снявшие сюжет для телевизионных новостей.
         Героем следующего заседания станет Белла Жужунава, чьи произведения семинар намерен обсудить 14 февраля.

    Информация подготовлена
    Ник. Романецким


    Хороший редактор - мертвый редактор?..

         13 декабря 1999 года состоялось очередное заседание семинара Бориса Стругацкого. Тема - «Институт редакторов в современном литературном процессе».
        Застрельщиками обсуждения стали писатели Андрей Легостаев с докладом «Два постулата и метафора», Александр Мазин («Автор, консультант, редактор, корректор или Интимный процесс творчества») и Святослав Логинов («Хороший редактор»). В качестве оппонента выступил редактор издательства «Terra Fantastica» Леонид Филиппов.
        Докладчики осветили практически все варианты взаимоотношений между авторами и редакторами.
        Тема оказалась настолько злободневной, что обмен мнениями длился более трех часов. Высказывались самые различные соображения вплоть до лозунга «Хороший редактор - мертвый редактор!»
        Черту под дискуссией подвел сам Борис Стругацкий, выступление которого, как всегда, было мудрым и взвешенным.
        Итог дискуссии: институт редакторов в современных условиях необходим, но все редакторские замечания должны носить рекомендательный характер и ни в коем случае не могут быть навязаны автору силовыми путями.
        Тема следующего заседания - «Что такое идея художественного произведения».

    Информация подготовлена
    Ник. Романецким


    Семинар в ноябре: «Посетитель музея»

         8 ноября 1999 года прошло очередное заседание семинара.
         По инициативе Андрея Черткова, автора проекта «Время учеников», состоялось обсуждение рассказа Александра Хакимова «Посетитель музея» (в литературной редакции Андрея Измайлова). Разумеется, стиль рассказа никаких нападок не вызвал. Что же касается содержания, большинство критических замечаний сводилось к следующему тезису: в мире «Полудня» подобные события не могут иметь места. Мэтру даже пришлось защищать автора, поскольку рассказ сделан с достаточной степенью профессионализма. В конце обсуждения традиционным голосованием (раздельно - среди действительных членов и среди участников) произведению Хакимова была выставлена оценка.
        Андрей Чертков намерен включить рассказ в сборник «Время учеников 3», который сейчас готовится к печати.
        В практике семинара это второй случай обсуждения опусов, написанных специально для проекта «Время учеников». В прошлом сезоне был обсужден рассказ Вячеслава Рыбакова под рабочим названием «Возвращения». Он так же включен А. Чертковым в третий том проекта.

    Информация подготовлена 
    Ник. Романецким


    Возврат к хронике нынешнего сезона.


    На главную страницу

     

       

 

 

199004, Россия, С-Петербург, наб. Макарова, 10. Метро "Василеостровская"
Тел.: (812)323-52-95 Факс: 323-18-38.
E-mail: