На главную страницу
Новости
Объявления
План работы
Семинары и ЛИТО
Литературные премии и фестивали
Писатели Санкт-Петербурга
Клуб «Книги и кофе»

  Архив материалов сайта
Форум сайта
Обратная связь
 
 

 

 


Андрей Арьев

Андрей Арьев

    

     Андрей Юрьевич Арьев родился 18.01.1940 в Ленинграде, в 1964 закончил Русское отделение филологического факультета ЛГУ, работал редактором в Архангельске и Ленинграде, бывал в экспедициях - на Сахалине и Курильских островах, в Таджикистане и других местах, водил экскурсии в Пушкинском заповеднике Псковской области, в 1970-1990-е гг. печатался во многих периодических изданиях, русских и зарубежных: "Аврора", "Вопросы литературы", "Время и мы", "Даугава", "Звезда", "Знамя", "Литературное обозрение", "Нева", "Новый мир", "Радуга", "Русская мысль", "Таллин" и др. Автор более чем двухсот печатных работ. Основной круг интересов - русская культура XIX-XX веков. С 1984 г. - член Союза писателей, с 1992 г. - соредактор журнала "Звезда" (Санкт-Петербург).

Основные публикации последних лет:

  • "Свидание после развода" - "Новый мир", 1996, № 1.

  • "Современник метели" (Памяти Федора Чирскова) - "Звезда", 1996, № 2.

  • "В его минуты роковые" (К 60-летию Игоря Бабанова) - "Звезда", 1996, № 10.

  • "Встречи с Л."(О Л. Добычине) - "Новый мир", 1996, № 12.

  • "Петербургская пауза" - "Радуга", Таллинн, 1997, № 1.

  • "Нескучные песни земли" (К 60-летию Бориса Парамонова) - "Звезда", 1997, № 5.

  • "Петушок-психея" - "Новый мир", 1997, № 5.

  • Статьи: В. Андреев, Н. Баршев, Д. Бобышев, Б. Вахтин, Л. Добычин, С. Довлатов, И. Ефимов, Г. Иванов, В. Каверин, М. Кураев, М. Панин, Ю. Слезкин, В. Соснора, З. Шаховская, В. Яновский в биобиблиографическом словаре "Русские писатели. XX век". В 2-х тт. М., 1998.

  • "И сны, и явь" (О смысле литературно-философской позиции В. В. Набокова) - "Звезда", 1999, № 4.

  • "Набоков и враги" - "Cabiers de l'emigration Russe", № 5, Paris, 1999.

  • "Великолепный мрак чужого сада" (Царское Село в русской поэтической традиции и "Царскосельская ода" Ахматовой) - "Звезда", 1999, № 6.

  • "Интеллигенция без революции" (Культура "серебряного века") - "Радуга", Таллинн, 1999, № 4.

  • "Долгая зима в городе N" (послесловие) - Борис Житков "Виктор Вавич", М., 1999.

  • "История рассказчика" (предисловие) - Сергей Довлатов "Собрание сочинений". В 4-х тт., СПб., 1999.

Андрей АРЬЕВ
СЛУЧАЙНЫЙ СПУТНИК ПО ДОРОГЕ В ВЕЧНОСТЬ
О книге Светланы Кековой "Короткие письма"
(Речь, прочитанная 10 марта 2000 года в Москве на вручении премии Аполлона Григорьева)

     На мой взгляд, сейчас слишком много поэтов "хороших и разных". Все сплошь с "лица необщим выраженьем". Запечатляется на этих лицах прежде всего гримаса своеволия. Своеволие становится нормой поэтической жизни. Что есть в чистейшем виде декаданс. Хочется вернуться к изначальному анонимному источнику поэтической речи, берущей начало в молчании и темноте. Дело поэзии - выражение ценностей внутреннего бытия личности. Никаким умением щебетать на разных птичьих языках не покрыть и не искупить неумения говорить на одном от века данном поэту наречии. Гармония рождается от "внутренней дрожи" художника, как сказал бы Виктор Соснора, и как с изысканной простотой говорит Светлана Кекова:

Дрожать; краснеть за собственное тело;
смотреть в окно за облака и думать
о вестнике растительной любви -
горячем ветре...

     Или в другом стихотворении: "Я там еще, я в тех глубинах, где слово - камень и скелет..." Смысл тут всюду один, известная еще грекам эстетическая максима: внутренняя гармония сильнее внешней.
     Мы забыли, что поэзия в своем истоке безлика. Поэт передает нам опыт гораздо больший, чем тот, что охватывается его биографией. Его биография имеет лишь отрицательную ценность. "Нет уже ни пространства, ни времени, // ни страдания, ни языка...",- начинает Светлана Кекова свою книгу. И это есть единственная формула утверждения Пространства, Времени, Страдания и Языка с больших букв, то есть тем, которым посвящены все ее стихи. Поэзия в принципе апофатична, занимается определением того, чего не дано нам в обычном нашем ощущении. В русском варианте она по внешнему виду часто просто нигилистична: "Хорошо, что нет Царя, // Хорошо, что нет России, // Хорошо, что Бога нет...". Или же - в том изводе, которым занята Кекова: "Нет любви ни к деревне, ни к городу..." Из чего следует, что как раз этой любви мы и жаждем.
     Поэт есть вестник преображения - беды в радость, звуков в музыку, дисгармонии в гармонию, хаоса в космос. Попытки пустить поэзию в обратное русло - это и есть то своеволие, с которого я начал речь. Обратное движение скоротечно. Хотя внешне эффектно. Но Светлана Кекова знает, что неопровержимей всего слово звучит в тишине и из нее приходит. Поэтому у нее и срывается: "Был дар молчанья равен дару речи..." Лучше всего она и пишет о том, о чем люди больше всего молчат. То есть о том, о чем не стоит говорить всуе. Как, например, в стихотворении "Настала ночь - и свет дневной исчез...", из которого я только что привел строчку.
     Для краткости я сразу же назову неназванных поэтом персонажей - младенца Иисуса и Марию и процитирую, как внятно об этом повествуется. Вот слова, что вкладываются в уста неведомой читателю матери, в уста любой матери:

"...Ты так тревожно спишь,
а полночь бродит в зарослях малины,
но будет день на кровлях плоских крыш
купать луну и птиц лепить из глины.
К тебе, мой сын, вернется твой отец -
он так давно в горах пасет овец,
что растерял послушливое стадо.
Он с посохом и нищенской сумой
по склонам гор уже идет домой.
А ты не плачь, дитя мое, не надо..."

     О том, что перед нами сюжет из священной истории, мы догадываемся по одной апокрифической подробности - о птицах, которых лепил из глины младенец Иисус и которые потом оживали. Но поскольку подробность апокрифическая, называть прямо имена не следует. И все же незримое присутствие в этих строках Божественных лиц очевидно. Точно так же - неназванной - отражена в этих стихах русская лирическая рефлексия, тютчевская дрожь о "Царе небесном", "в рабском виде", обходящем родную землю.
     У Светланы Кековой птички тоже оживают. Они у всех поэтов оживают, когда им есть что сообщить. Птицы в стихах - это метафора вести. Основной лирический импульс книги "Короткие письма" - это передаваемая поэтом весть об освобождении, о преодолении в слове печальных обстоятельств любой человеческой биографии. Как поэту ей уже ничего не страшно. Только зная, как замечателен вольный полет, можно насладиться любезным ей "единством любви и мест", только "случайный спутник" для нее - вечен. Право, Светлане Кековой не помешает уже ничто, даже счастливое замужество.

СПб., 8 марта 2000 г.


На главную страницу

 

       

 

 

199004, Россия, С-Петербург, наб. Макарова, 10. Метро "Василеостровская"
Тел.: (812)323-52-95 Факс: 323-18-38.
E-mail: